Эдвард Григ (Grieg) (1843–1907)
- норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории
(1858–62), в т. ч. у И. Мошелеса по классу фортепиано, у К. Рейнеке по
композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене.
Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее
влияние на становление творческой индивидуальности Грига. Совместно с
Нурдроком, Э. Хорнеманом и другими участвовал в организации
межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании
(Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской
интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом
Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд
музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон»,
музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине»,
мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В
1871 Григ основал концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое
общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 – в Тролльхаугене.
В 80–90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В
1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в
Бергене Григом был учреждён 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся
поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой
первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности»,
1906, и др.).
Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской
школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.
Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепианной
(«Лирические пьесы» и другие циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко
индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок
музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как
«картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струнный квартет, 3
сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано,
соната для фортепиано), Григ драматизировал и симфонизировал форму
вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада»
для фортепиано и др.). В ряде произведений воплотились образы народных
легенд и сказаний (части из музыки к пьесе «Пер Гюнт», фортепианные пьесы
«Шествие гномов», «Кобольд»). Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под
воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига
стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое
использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных
танцевальных ритмов и др.). Творчество Грига составило эпоху в развитии
норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю.
Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а
также современные норвежские музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и
др. Член Шведской музыкальной академии (1872), член Французской академии
изящных искусств (1889), почётный доктор Кембриджского (1893),
Оксфордского (1906) университетов.
Опера Улаф Трюгвасон (не окончена); баллада для баритона, струнного
оркестра и 2 валторн В плену гор (слова народные, 1878); для
оркестра – симфония (1864), увертюра Осенью (2-я редакция 1887),
Старонорвежский романс с вариациями (1900, первоначально для 2 фортепиано,
1891), Симфонические танцы (1898); для струнного оркестра – сюита
Из времён Хольберга (1885), транскрипции собственных песен и фортепианных
пьес; концерт для фортепиано с оркестром (1868);
камерно-инструментальные ансамбли – струнный квартет (1878),
Andante con moto для фортепиано, скрипки и виолончели (1878), 3 сонаты для
скрипки и фортепиано (1865, 1867, 1887), соната для виолончели и
фортепиано (1883); для фортепиано – Поэтические картинки (1863),
Юморески (1865), Лирические пьесы (10 тетрадей, 1867–1901), Из народной
жизни (1870), Баллада (1875), Листки из альбома (1878), Настроения (1905);
для голоса с фортепиано – около 150 романсов и песен, в т. ч.
вокальные циклы Мелодии сердца (слова X. К. Андерсена, 1864), По скалам и
фьордам (слова X. Драхмана, 1886), Норвегия (слова И. Паульсена, 1893),
Дитя гор (слова А. Гарборга, 1895); для мужского хора и солистов –
Альбом обработок норвежских народных песен (1878), Возвращение на родину
(слова Б. Бьёрнсона, 1881); для смешанного хора a cappella – Ave
Maris Stella (1898), 4 псалма на темы старинных норвежских церковных
песнопений (1906); музыка к спектаклям драматического театра –
«Сигурд Юрсальфар» Бьёрнсона (1872), «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1876; 2 сюиты
для оркестра из музыки к драме, 1888, 1896) и др.
Н. Н. Мохов