Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
- русский композитор,
пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать – пианисткой. Учился в
Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось
рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892
окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова,
занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского
(композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся
исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М.
П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его
концертные поездки). В 1904–10 (с перерывом) жил и работал за рубежом (в
европейских странах, гастролировал также в США). Занимался педагогической
деятельностью: в 1898–1903 профессор (класс фортепиано) Московской
консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах
Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц,
Е. А. Бекман-Щербина.
Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры
кон. 19 – нач. 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и
симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды,
экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с
оркестром, в 1900-х гг. – 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано
(в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие
симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма
огня», 1910) – этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка
Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие
революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая
динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и
утончённая одухотворённая лирика. В творчестве Скрябин преодолел идейную
противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям
(около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал
субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина, воплотившие
идею экстаза, дерзновенного, устремлённого к неведомым космическим сферам
порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли
Скрябина, должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды
искусства – музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются
большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального
воздействия. В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются
позднеромантические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий,
взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств,
предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального
импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы
«воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»), а также
экспрессионизма. Скрябин – яркий новатор в области средств музыкальной
выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической
организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип
аккорда – т. н. прометеевский аккорд). Он впервые в музыкальной практике
ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что
связано с обращением к цветному слуху.
Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и
симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза
музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве
организован музей.
Для оркестра – 3 симфонии (1900–04, 3-я – Божественная поэма),
симфонические поэмы Мечты (1898), Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма
огня; с фортепиано и хором, 1910); концерт для фортепиано с оркестром
(1897); для фортепиано – 10 сонат (1892–1913), 29 поэм, 26 этюдов,
90 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии ор.11), 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы
и др.
Л. Никитина